четверг, 7 июня 2012 г.

Леса горят, пожарники гибнут, пожарные танки не закупаются...

Началось лето, а вместе с ним снова запылали по России леса. Самый свежий пример -
6 июня в Байтагинском районе Тувы начался сильный пожар, охвативший площадь в 500 гектаров. В его ликвидации участвовали 14 десантников парашютно-десантной пожарной службы. С места тушения пожара первоначально вернулись пятеро из них, позже стало известно еще об одном спасшемся десантнике.Утром 7 июня стало известно, что на месте ицидента были найдены тела четверых погибших парашютистов. Судьба еще четырех десантников до сих пор остается неизвестной.Дело получило огласку и следственный комитет возбудил уголовное дело по факту гибели людей. В ходе следствия должна быть дана оценка действиям лиц, ответственных за организацию работы парашютистов-пожарных. Не сомневаюсь - ошибок и нарушений  в организации работы найдется немало. Вот только как их избежать, если силами всего лишь 14 пожарных с ранцевыми огнетушителями тушится пожар на площади в 500га? Привлекать к тушению такого пожара авиацию МЧС - это очень дорого, да и при этом нужно расписываться перед центральным руководством в неспособности справиться с ситуацией своими силами. В этом случае очень помогло бы создание непосредственно в огнеопасных регионах специальных оперативных мобильных отрядов имеющих в своем оснащении тяжелую пожарную технику на гусеничном ходу. Тема "пожарных танков" поднимается регулярно в каждый "огненный" сезон вот уже на протяжении ряда лет. Однако ситуация не меняется. Государство не хочет тратить средства на закупку таких машин - ущерб от выгоревшей тайги остается виртуален - только колонки цифр на бумаге. Сгоревшие деревни - это еще лучше - на их восстановлении чиновники всех мастей, по всей вертикали власти, набивают свои карманы откатными деньгами с подрядных организаций. А погибшие пожарники... так ведь давно известно что жизнь человека в России абсолютно ничего не стоит, в отличие от пожарного танка, на который надо тратить деньги отложенные для очередного банкета на Лазурном берегу.
Критикуя отечественную промышленность и оправдывая закупки вооружения по импорту, Министерство обороны РФ говорит, что заводы и КБ не могут выдать необходимые по качеству изделия. А что МЧС? Тут то ситуация принципиально иная! Российские КБ давно разработали, а заводы давно готовы к производству самой современной тяжелой гусеничной техники. Напомню только часть передовых разработок подобной техники за последнее десятилетие:

Самоходная установка для тушения пожаров на нефтяных скважинах  "ШТУРМ" 

Разработана совместно КБ «Уралтрансмаш» г.Екатеринбург и «Уралкриомаш» г.Нижний Тагил в 2000-2001гг. Ныне оба предприятия входят в корпорацию «Уралвагонзавод». Установка предназначена для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах с дебетом до 10 млн. куб. м в сутки, с последующей инертизацией фонтана скважины. Установка «Штурм» обеспечивает многократное эффективное тушение нескольких скважин, комфортные условия работы экипажа.


 В 2000-2003годах "Уральским КБ транспортного машиностроения" г.Нижний Тагил, была разработана целая серия специальных машин модульной конструкции с высокой степенью унификации на базе выводимых из войск танков типа Т-72:
 
Универсальный многофункциональный танк МЧС
Универсальный многофункциональный танк МЧС (шифр - «УМТ МЧС») предназначен для выполнения 8 функциональных задач: тушения крупных пожаров, ликвидации техногенных аварий в труднодоступных местах, зараженной местности, проведения дегазации и дезинфекции техники и местности, проведения химической обработки больших площадей и пр.

Пожарно-спасательная машина  ПСМ
Многоцелевая пожарно-спасательная машина  (шифр-«ПСМ») предназначена для выполнения следующих функциональных задач: тушения крупных пожаров (в т.ч. лесных) и ликвидации техногенных аварий в труднодоступных местах, зараженной местности, проведения дегазации и дезинфекции техники и местности, проведения химической обработки больших площадей, расчистки завалов леса, прокладки минерализованных противопожарных полос, валки деревьев и срезки мелколесья, доставки пожарного или спасательного отрядов численностью до 12 человек в труднодоступные районы, прокладывания дороги транспортным средствам с низкой проходимостью и буксирования неисправных машин, транспортирования и временного хранения различных жидкостей в больших объемах (9,0 м3) вместо авторазливочных станций  АРС-14К и АРС-15М.
ПСМ имеет высокий уровень защищенности и безопасности. Внутри машины имеется возможность свободного перемещения людей,  переход с одного рабочего места на другое.
Наличие 5 люков, расположенных в различных местах машины, обеспечивает возможность безопасной эвакуации людей даже в случае одновременного блокирования нескольких  люков посторонними  предметами.
Конструктивной особенностью ПСМ является применение быстросъемных модулей различного функционального назначения, устанавливаемых на поворотной платформе.
Это обеспечивает простоту сборки, ремонта, модернизации машины и переналаживания ее для выполнения различных функциональных задач.
На базе «ПСМ» могут быть созданы высокозащищенные пожарные машины  для охраны специальных объектов (артиллерийских складов, атомных предприятий), топливозаправщики и др.
 Лесопожарный агрегат  ГПМ-72
 Лесоподарный агрегат (шифр - "ГПМ-72") предназначен для тушения крупных пожаров,  распространяющихся  на большой     площади в труднодоступных местах; выполнения землеройных работ, расчистки завалов леса, прокладка минерализованных противопожарных полос; валки деревьев, срезки мелколесья и кустарника; срезание подроста под ЛЭП; доставки пожарного расчета или аварийной бригады в труднодоступные районы; прокладывания дороги транспортным средствам с низкой проходимостью и буксирования неисправных машин;проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий при отравлении атмосферного воздуха ядовитыми газами, при ликвидации техногенных аварий; специальной обработки техники и местности дегазирующими (дезактивирующими и дезинфицирующими) веществами; транспортирования и временного хранения различных жидкостей в больших объемах (9,0 м3) вместо авторазливочных станций АРС-14К и    АРС-15М.  По совокупности реализованных технических решений  один лесопожарный танк заменяет собой комплекс машин,  применяемых при тушении пожаров:
–  2...3 пожарных автоцистерны АЦ-40 (375);
– бульдозер;
– 8...10 тракторов при прокладке минерализованной полосы;
– вездеходный транспортер для перевозки пожарного расчета;
– машину связи.


Самой свежей и современной разработкой в области лесопожарной техники является представленный в 2011 году Правительству Российской Федерации и лично В.В.Путину лесопожарный агрегат ЛПА-521 разрабодки рубцовского филиала "Уралвагонзавода"
 
Лесопожарный агрегат ЛПА-521
 Лесопожарный агрегат предназначен для доставки сил и средств к месту ведения лесопожарных работ, в т.ч. тушения лесных низовых пожаров огнегасящими жидкостями, ведения профилактических управляемых выжиганий и создания заградительных минерализованных полос. Создан на базе гусеничного шасси МГШ-521М1, обеспечивающего применение по назначению установленное на нем оборудование в регионах с тяжелыми почвенно-климатическими условиями. В состав технологического оборудования ЛПА-521 входит передняя навесная система с клином-толкателем, съемный лесопожарный модуль (емкость для огнегасящей жидкости, комплект ручного и механизированного лесопожарного инструмента, насосная установка (мотопомпа) с рукавной линией и стволом, устройство для заправки ранцевых лесных огнетушителей, индивидуальные средства защиты пожарных, зажигательный аппарат), задняя навесная система с лесопожарным комбинированным плугом ПЛК-2А, а также места-укладки для средств навигации и связи. При средней массе в18,9 т, определяемой комплектацией и заправкой, лесопожарный агрегат способен передвигаться (выполнять задачи) с максимальной скоростью 46 (4,9-8,2) км/час и на одной заправке топливом (625 л) по сухой грунтовой дороге способен преодолеть до 400 км. ЛПА-521 оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238БВ мощностью 310 л.с. с пятью, в т.ч. и задней, передачами. При среднем удельном давлении на грунт 0,32-0,35 кг. на кв. см. и дорожном просвете 400 мм, агрегат способен преодолевать ров до 2,5 м шириной и брод до 1,2 м глубиной. Кабина рассчитана на размещение 6 человек с водителем, а также имеет два оборудованных спальных места. В течение часа основного рабочего времени ЛПА-521 может проложить 2,4-8,2 км минерализованной полосы шириной 3,2 м и 2,0 м при использовании клина-толкателя или плуга соответственно. Агрегат может нести до 4 куб. м огнегасящей смеси для мотопомпы, производительностью 400-450 л/мин. В настоящее время ЛПА-521 прошел испытания и готовится к серийному выпуску. Лесопожарный агрегат ПЛА-521 авиатранспортабелен и, при необходимости, может быть оперативно переброшен для использования по прямому предназначению в район чрезвычайной ситуации.
 МГШ-521М1 – гусеничное снегоболотоходное плавающее гусеничное шасси, предназначенное для установки различных видов спецтехники и технологического оборудования. Выпускается Рубцовским машиностроительным заводом с грузоподъемностью до 6 т. В базовой комплектации имеются два спальных местах для отдыха экипажа и установлены сиденья повышенной комфортности. Для удобства водителя используются автомобильные контрольно-измерительные приборы, гидро- и пневмоусилители на рычагах и педалях.
Шасси оснащено 2-поточная системой отопления. Усиленная носовая часть корпуса машины предохраняет экипаж при наезде на препятствия и ослабляет «бульдозерный эффект» при движении по рыхлому снегу и слабым грунтам. МГШ 521М1 оснащено лебедкой с усилием 6 т и тросом 30-35м длиной. По заказу машина может быть укомплектована сварочным оборудованием.

Наконец, великолепную специализированную пожарную машину - робота предлагает на рынок Харьковский танко-ремонтный завод из братской Украины.  
 Гусеничная пожарная машина ГПМ-64 изготовлена с использованием узлов танка Т-64. Машина имеет модульную конструкцию, что позволяет не только выпускать широкую гамму вариантов исполнения в пределах семейства, но и на отдельно взятой машине, при необходимости производить монтаж оборудования под выполнение конкретной задачи, например, демонтировать пеногенератор для того чтобы произвести эвакуацию пострадавших из очага пожара. Конструкция машины выполнена по капотной схеме – кроме удобства доступа к двигателю, такое решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа: в случае подрыва машины на взрывоопасном предмете двигатель прикрывает собой экипаж. Впрочем, эта мера безопасности не является единственной – бронированный корпус пожарной машины защищает экипаж и оборудование, как от осколков рвущихся боеприпасов, так и от теплового излучения пожара. В машине используется танковый двигатель 5ТДФ-А, при необходимости предусматривается возможность дополнительного охлаждения радиаторов водой из цистерны. В трансмиссии применён редуктор, снижающий обороты на ведущих колёсах по сравнению с танковым шасси вдвое, но, во столько же раз повышающий крутящий момент. Машина несколько теряет в скорости, но, значительно выигрывает в проходимости и способности транспортировать тяжёлый груз. «Изюминкой» машины является негорючая ходовая часть. Обычный танковый каток начинает обгорать уже при двухстах шестидесяти градусах – это температура тления дерева. В катке «шестьдесятчетвёрки» резиновый массив прикрыт металлом, вследствие чего, для его повреждения требуется греть его до температуры шестьсот градусов на протяжении часа. Но и в этом случае резина будет не гореть, а лишь разлагаться, постепенно утрачивая свои свойства. А при включеной системе орошения ходовой части (на машине предусматривается и такое решение) – опасная температура возрастает до семисот градусов. Другим плюсом такой конструкции катка является защищённость резины от механических повреждений – на обычных катках она режется и вырывается при попадании камней и металлических предметов на беговую дорожку гусеницы.
«Военное происхождение» ходовой части обуславливает её стойкость к подрыву, в случае её наезда на взрывоопасный предмет. Ажурная гусеница – её трак не монолитен, а собран из составных частей, к тому же снабжённых отверстиями, при подрыве пропускает часть образовавшихся при взрыве газов через себя, снижая тем самым их разрушительную силу. Опорный каток малой массы при подрыве на устройстве большой мощности (от 5 кг тротилового эквивалента) просто отрывает с блоком подвески, при этом на корпус передаётся лишь незначительная часть энергии взрыва. Кроме того, в конструкции ходовой части заложена способность к самоочищаемости при работе в грязи – весьма нелишняя способность для работы в районах, не избалованных хорошими дорогами. Низко расположенная в корпусе цистерна позволяет взять на борт 26 тонн воды – на сегодняшний день это мировой рекорд. Такая ёмкость цистерны – не самоцель: мощный водомёт «выстреливает» сто литров воды в секунду на расстояние до ста метров. Машина оснащена бульдозерным отвалом, позволяющим проделывать проходы в завалах и т.п., осуществлять проводку к месту работы специализированной техники. Отдельно следует упомянуть разрабатывающуюся систему дистанционного управления пожарной машиной. В случае возникновения условий с высоким уровнем риска (высокий уровень радиации, возможность взрыва значительной мощности, в условиях мощного теплового излучения и т.п.) машина в состоянии выполнять штатные задачи без экипажа на борту. Управление производится с пункта дистанционного управления, находящегося на безопасном расстоянии. На сегодняшний день изготовлен лишь макетный образец машины, по западной терминологии – «концепт-кар». Эта машина при проведении заводских ходовых испытаний позволит проверить как конструкцию в целом, так и оценить работу основных узлов. По результатам испытаний в конце года будет изготовлен опытный образец пожарной машины. В более отдалённой перспективе планируется интеграция на шасси различных типов специализированных систем: установки импульсной подачи распылённой воды, оптических и телевизионных средств наблюдения, болометров (теплолокаторов), аппаратуры спутниковой навигации, манипуляторов, установки для запуска химических гранат абсорбционного пожаротушения и т.д.

Однако на в данное время ни одна из выше упомянутых тяжелых пожарных машин не закупается ни МЧС, ни какими - либо иными органами, отвечающими за пожарную безопасность нашей территории
В сердцах так и хочется воскликнуть: "Да гори оно все синим пламенем!" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий