четверг, 25 апреля 2013 г.

К 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса

К 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса
Без семьи
Но Коля Самойлов, который в 1943-м  вместе с другими тагильскими подростками оказался воспитанником 19-го танкового полка 2-й танковой бригады 10-го УДТК, тогда и предположить не мог, какой славной  станет история корпуса, выполнявшего боевые задачи и приближавшего Победу. Еще за несколько лет до окончательного разгрома врага в корпусе занимались патриотическим воспитанием юных советских граждан, которым предстояло жить в послевоенной стране.
- В семье Александра Федоровича Орлова я был младшим сыном, - рассказывает Николай Александрович Самойлов. -  В голодные  30-е годы воспитывать второго ребенка, особенно в деревне, было сложно. Ну и меня, еще крошкой, отдали  бездетным материной сестре и ее мужу – Александру Михайловичу Самойлову. Я считал их папой и мамой, а настоящих родителей - тетей Зиной и дядей Сашей. Но после ссоры между сестрами (я учился уже в первом классе) Самойловы объявили: «Мы тебе не родители»  и  отправили меня в Черноисточинск.
Родной брат принял «пополнение» с недовольством: «Вот еще, нахлебник прибыл». Из-за неурожая в 1943-м, чтобы заработать на еду, я  поехал промывать золото. Нас, двоих пацанов, взяли в бригаду старателей на полпая. Надо было скатать 400 тачек, один доставлял их, другой выкидывал то, что промыто. Работали до октября, пока не стало подмерзать. Учиться дальше возможности пока не было – к тому времени за плечами было всего пять классов.
Дед и бабушка по материнской линии Мартын Сергеевич и Лукерья Артемьевна Мусатовы жили в Тагиле. Мать собрала меня, дала мешок картошки и велела добираться к ним по узкоколейке. Но билеты на паровоз  продавали только прошедшим санобработку. Так что путь до Тагила я прошагал пешком.  
У Мусатовых квартировал в то время начальник штаба 19 танкового полка. Как-то  вечером мы разговорились. «Пришло распоряжение собирать ребятишек, у которых нет родителей,  или беспризорных. Может, пойдешь к нам сыном полка?» - «Кормить-одевать будете?» - «Будем!» - «А учить?» - «И учить тоже». Конечно, я согласился. С запиской для командира полка прибыл на проходной пункт. На Вые, где сейчас находится рынок, располагались и штаб полка, и первый батальон. Второй – на Липовом тракте, а третий – за плотиной.
Из воспитанников я оказался самым первым. В столовой меня накормили, дали с собой хлеба. Но на ночлег пока ходил к бабушке, а утром возвращался в полк. Постепенно  набралось 16 мальчишек. Обмундирование для нас – гимнастерки, брюки, шинели, сапоги – перешивали из вещей для взрослых. Нам выдавали и летнюю, и зимнюю  форму, спальные принадлежности, водили в баню. Меня направили в школу, опять в пятый класс. Но дружил я с ребятами постарше.
После официального зачисления в полк в 1944-м (это событие праздновали всем полком)  жизнь в погонах продолжалась до сентября 1946 года. Погоны у нас были, как у рядовых танкистов. Когда вышла повесть Валентина Катаева «Сын полка» воспитанников стали называть и сынами. С запада на Урал приехало много ребят – и эвакуированных, и сирот, и даже раненых. Заботы о них брала на себя воинская часть, а средства выделяло правительство. Мы тогда об этом не задумывались, а сейчас я понимаю: так нас спасали от голода и холода, давали образование.
Под «Прощание славянки»
Наш взвод был музыкальным, в духовом оркестре я играл на кларнете. В репертуаре у нас были популярные произведения: марши «Прощание славянки», «Егерский», краковяк, разные вальсы. Выглядело все солидно: мальчишки в форме, капельмейстер Александр Апполонов, которого мы звали «дядя Саша». Играли не только для военнослужащих, но и для гражданских, выступали в клубе Горького, на танцплощадках.
Самые ответственные  концерты были в армейском клубе перед солдатами. Три месяца они учились  на танкистов, осваивали  новую технику. Потом меняли грязное, засаленное обмундирование на чистую форму и отправлялись в запасной полк, который стоял на Вагонке. Оттуда, после получения танков с завода, их провожали на фронт. Торжественно, с теплыми напутствиями, под музыку. У нас горели глаза, мы с восхищением смотрели на бойцов.
Да и военные понимали, какая ответственность на них лежит. Так мы проводили танкистов не одного набора. Механик-водитель, артиллерист-наводчик, стрелок-радист и командир танка – это был экипаж боевой машины Т-34.
Мы, мальчишки, ездили на танкодром – на Зай-гору. Видели учения, стрельбы, нам даже разрешали покататься на танке.
Но куда конкретно шла отправка машин, был большой секрет, по крайней мере, мы этого не знали. Все танкисты были молоденькими. Старших-то к тому времени сколько повыбило, сколько попало в плен…
В сентябре 1946 года меня нашел приемный отец Александр Самойлов. Он  жил, как оказалось, совсем рядом - в 40-квартирном доме и увидел меня из окна. При встрече пригласил в гости. Я стал часто бывать в этой семье. А когда Самойловы предложили  переехать к ним, обрадовался, объяснил все командиру, и меня отпустили. Так что учебу  я продолжал уже в гражданской школе.
Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны мне выдали  в феврале 2004 года (на основании статьи 17 ФЗ «О ветеранах» -  как служившему в действующей армии, но не ходившему в атаку). Когда отмечалось 65-летие УДТК, меня удостоили Знака в честь этой даты. Таких, как я, из нашей области приехало в Екатеринбург человек пять.
За те несколько лет, что Коля Самойлов носил погоны в полку, он привык к дисциплине, порядку, научился носить форму, быть подтянутым, опрятным, стал крепким, приобрел навыки армейской жизни, настоящую военную выправку. Все это позднее пригодилось и  на срочной службе. Его ставили в пример другим.  «Где учился?» - поинтересовался командир. «Был сыном полка». – «Будешь моим помощником». И это во многом предопределило жизнь Николая, когда он попал на курсы подготовки офицеров запаса в Еланские лагеря. Уволился со службы лейтенантом. Работал школе №23 - преподавал  военное дело и физкультуру. А вечерами сам превращался в ученика – заканчивал 10-й класс в школе рабочей молодежи. После педагогического института три года проработал в школе №64.
В Коммунистическую партию Николай Александрович вступил в 50-е годы прошлого века, имеет награды от ЦК КПСС. Как коммуниста его начали продвигать по партийной линии. В Ленинском районе курировал образовательные учреждения. Когда Самойлов совместно с первым секретарем обкома КПСС Г.В.Колбиным, первым секретарем Тагилстроевского райкома КПСС М.П.Шапошниковым, коллегами из Ленинского райкома партии, руководителями треста «Тагилстрой» и домостроительного комбината взялись за  строительство новой школы - №12, на него потребовалось всего шесть месяцев. Организовали  работу так, что плановые сроки  были перекрыты.  
- Новостройка готова к сдаче, а ни оборудования, ни мебели нет, - выполнение этого партийного задания запомнилось Николаю Александровичу на всю жизнь. -  Поехал в область и пошел по кабинетам: «Требуется вот это, это и это». – «Так ведь школа должна сдаваться только на будущий год!» - «Но мы пустим ее в сентябре. Как же быть?» Все разводят руками.
Тут я вспомнил про Колбина и добился приема у него. Геннадий Васильевич  пригласил меня на заседание обкома: «Как раз строителей  буду заслушивать, вот тогда и решим ваши вопросы». Он поднимал всех руководителей по очереди: «Сколько денег не освоено? Почему?  Записывайте номер счета, деньги переведете на него». И на другой день без волокиты все уже было в  порядке.
Последующая биография полковника МВД России Николая Александровича Самойлова была связана  с управлением внутренних дел нашего города, откуда он «в 58 лет ушел на покой». Но вскоре его  вызвали в область, где создавалась служба собственной безопасности – дело, которому Самойлов отдал еще десять лет. Он долгое время работал в совете ветеранов Свердловской области.  Жизнью, как говорит, вполне доволен: «Меня уважают, не забывают, часто приглашают на встречи с учащимися».
У него сохранилась  фотография, с которой исподлобья смотрит «сын полка» в гимнастерке. Из  «наград» - только блестящие пуговицы. Сегодня на сером парадном кителе Самойлова   среди медалей и орденов особое место занимает  «Знак почета 1 степени «За особые заслуги»,  врученный  Николаю Александровичу советом ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Свердловской области. Этот человек многое успел, многим помог. Сам ковал свой характер и выстраивал свою судьбу. Но один из главных кирпичиков в ней был заложен в  сороковые  (прошлого века) - командирами и бойцами Уральского добровольческого танкового корпуса.
Нина СЕДОВА. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий